Как сделать жизнь ребенка с ДЦП максимально полноценной?

ДЦП включает целую группу поражений центральной нервной системы, затрагивающих двигательные и мышечные функции, при которых их активность и координация движений нарушена. Причиной заболевания считается поражение одного или нескольких отделов головного мозга во время вынашивания ребенка, при родах и в младенческом возрасте. Также могут повлиять внутриутробные инфекции, наследственность и новообразования головного мозга. Проявляется заболевание неспособностью выполнять активные движения и сохранять позу, нарушениями психики, речи, слуха и зрения. Различают степени от легкой до сильно выраженной.
При этом интеллект больных детей часто полностью сохраняется, что должно стать для родителей стимулом выполнять реабилитационные меры по восстановлению. Даже в самом тяжелом случае можно улучшить состояние ребенка. Как правило, основной груз по уходу за больным ребенком ложится на мать. Именно от того, насколько она сумеет проявить мужество, выдержку, уравновешенность, зависит судьба ребенка и атмосфера в самой семье. Бодрость и жизнерадостность мамы передается и малышу, поэтому даже в таком тяжелом состоянии он может научиться радоваться жизни.
Сам факт того, что ребенок болен и это навсегда, может вызвать нездоровые эмоции и привести к деструктивному поведению, оказать неблагоприятное влияние на личность матери. В итоге дестабилизируется обстановка в семье вплоть до ее разрушения. Поначалу возможна целая буря чувств, которые вредят в одинаковой степени матери, ребенку, а также окружающим. Иногда достаточно просто осознать их и преодолеть, в сложных случаях необходима помощь психолога, невропатолога. Каждое заболевание ДЦП имеет свою индивидуальную специфику, требует наличия знаний и умений.
Средства медицинской реабилитации такие как кресло-коляска для детей, специальная мебель, предметы и приспособления для ухода способны облегчить жизнь родителей и больного малыша. Однако в первую очередь им очень важно настроиться на конструктивный подход в лечении и восстановлении. Медицинские психологи выделяют два направления, которым должна подчиниться жизнь родителей ребенка-инвалида. Первое касается обеспечения больного грамотным уходом, который будет включать все возможные элементы развития.
Стараться привить ребенку максимальные навыки самообслуживания, помочь в качественной социализации в обществе. Второе направлено на создание здоровой атмосферы в семье, которую больной малыш также тонко чувствует. При этом другие дети не должны чувствовать себя обделенными, а также иметь все условия для личного развития и социализации. Эти направления тесно взаимосвязаны и их реализация возможна только в комплексе. Участь ребенка-инвалида будет тяжелой, если обстановка в семье драматична и напряжена, родители издерганы, а другие дети недосмотрены.
Лишенные внимания и заботы члены семьи уходят из нее, начинают искать утешения в нездоровых способах ( выпивке, наркотиках). Не будет нормальной и здоровой жизнь семьи, если ребенок-инвалид искусственно изолирован в четырех стенах, и все члены семьи из-за него ограничены в контактах с окружающими и передвижениях. Родителям следует помнить, что ребенок всегда интуитивно чувствует их настроения. Поэтому необходимо с оптимизмом смотреть в будущее, бороться с депрессивными мыслями.
Уход за ребенком-инвалидом должен по возможности ложиться на всех членов семьи, в таком случае другие дети развивают в себе ответственность, умение заботиться и сопереживать. Ведь в последствии с кем-то из них придется жить ребенку-инвалиду. Родителям обязательно необходимо поддерживать связь с другими родителями таких же больных детей. Это поможет узнать о лучших способах ухода, грамотных специалистах. Очень хорошо организовывать встречи в группе, своеобразные клубы, ведь это не только места общения родителей, но и больных детей. Ведь чем адаптированные к внешним условиям будет малыш, тем легче ему будет жить в обществе.