Почему на Троицу наряжают березку?

Какие ассоциации у вас возникают, когда умиляясь, созерцаете юное дарование, крошечным пальчиком выстукивающее на фортепьянных клавишах «Некому берёзку заломати, некому кудряву заломати»? Знаете ли вы, что в нехитром музыкальном упражнении кроются языческие представления о силах природы, древние поверья и обычаи, связанные с растениями и русалками, проводами весны и встречей лета, а ещё празднованием великого христианского праздника – Троицы? Молодая берёза – символ летнего двунадесятого праздника, пробуждающего, одаривающего здоровьем и урожаем, благословляющего всё живое.
В прошлом этот день отмечался особенно красочно и торжественно – на церковную службу прихожане приходили с веточками молодой берёзы, букетами из ароматных весенних цветов и трав, заготовленных в постную среду. После литургии отправлялись по домам на праздничную трапезу с обязательной яичницей, а затем наступало время весёлых гуляний. Один из народных обычаев, имеющий дохристианские корни, включает цикл действий, связанных с белоствольным деревцем. Выбирали красивую невысокую (часто вдали от других деревьев) берёзу, часть её ветвей пригибали к земле и закрепляли помощью растущей вокруг травы, верхушку «заламывали», другие ветви «заплетали», украшали цветами, венками и лентами.
Иногда соединяли верхушки двух рядом стоящих берёзок. После этого праздник продолжался песнями и хороводами («Во поле берёзонька стояла…») вокруг наряженного деревца. Затем проходила обрядовая трапеза на свежем воздухе с принесённой заранее снедью. Обязательно нужно было поставить и перед деревом блюдо с угощением, которое позже склюют птицы. В некоторых местностях обряд совершался раньше, на Семик, в четверг, и именовался «встречей русалок». Считалось, что водяные девы в это время выходят на берег, чтобы напоить землю и растения живительной влагой, а потом отдыхают, покачиваясь на ветвях берёзы. Купаться в Троицу было запрещено – «русалки защекочут».
В понедельник, в День Святого Духа, совершался обратный обряд «развивания» берёзы, чтобы деревце «не обижалось». Это странное объяснение, если учесть, что после того, как с деревца снимались украшения и расправлялись ветви, его срубали, одевали в девичий наряд – длинную белую вышитую рубашку, и целый день в женском одеянии носили по деревне. Часто под длинным платьем пряталась девочка-подросток. Она, скрытая от глаз, несла деревце, поддерживая его за ствол. Создавалось впечатление, что берёза движется сама по себе. Заканчивалось всё тем, что дерево топили в водоёме или сжигали на костре, таким образом, уничтожая русалку (которая «на ветвях сидит»).
Сегодня к нам возвращаются старинные обряды и традиции, к которым можно подойти творчески и с заботой об экологии. Например, в ритуале с завиванием и, особенно, развиванием можно оставить часть украшательства, весёлых пикников и обойтись без рубки зелёной красавицы. А русалки? Пусть себе остаются в сказках, легендах, поэмах и песнях, придавая всем троицким обрядам чарующий мистический ореол.