На какой реке стоит Владимир?

Великий русский город Владимир был основан, по разным версиям, в X или в XII веках на границе между болотистой Мещерской низменностью (с юга) и лесостепью Владимирского Ополья – с севера. Город быстро развивался и уже в XIV в. имел важное политическое значение, став столицей Ростово-Суздальского княжества. Очевидно, что своему росту он был обязан не только покровительству Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского и других могущественных персон того времени, но и выгодному географическому положению на берегу крупной реки. Какая же это река, на которой стоит Владимир?
На этот вопрос легко ответить, зная, что в древности город, чтобы не путать с Владимиром в Волныской области Украины, неофициально называли Владимир-на-Клязьме. Потому что основан он был как раз в месте впадения реки Лыбедь в Клязьму. Клязьма, в свою очередь, является притоком Оки и через Волгу относится к бассейну Каспийского моря.
Общая длина реки Клязьмы – 686 км. Начало она берет в Московской области в районе Солнечногорска и течет на юго-восток, затем – на восток по Мещерской низменности. К Владимиру, петляя, подходит с юга и фактически ограничивает город, находящийся, в основном, на левом берегу, к северу от реки и железной дороги.
В черте Владимира ширина русла доходит до 130 м, глубина – до 8 м. Клязьма судоходна от Владимира и ниже по течению, хотя еще в XIX веке суда могли походить ее почти до истока, соединяя город с Москвой – это была важнейшая транспортная артерия. Название «Клязьма» не имеет однозначной трактовки и считается искаженным от какого-либо из древних славянских слов, а, возможно, даже и заимствованных.
Берега реки в основном покрыты лесами и кустарниками, поэтому они минимально используются для отдыха. Кроме того, отдыху не способствует и загрязненная вода. Благоустройство набережной Клязьмы во Владимире – это тема, которая очень активно обсуждается городскими властями. Проект уже готов к реализации. Необычная сложность состоит в том, что сам город находится к северу от реки и отделен от нее еще и рельсами железной дороги.
Так что горожане, возможно, и рады были бы прогуляться по набережной, но до нее еще надо добраться. Поскольку узкая полоса от левого берега до железнодорожного полотна для строительства не подходит, то было решено благоустраивать правый берег реки, соединив его с городом пешеходным мостом и двумя фуникулерами. Проект интересный, но сложный и затратный. Возможно, что с его помощью город получит новую зону отдыха и сможет расшириться за счет новых районов на правом берегу реки.