Норманнская теория происхождения Руси

10.11.2015
Норманнская теория происхождения Руси

Спор о начале русской государственности – традиционный вопрос отечественной историографии. Источники, прежде всего письменные, дают противоречивые данные. Споры вокруг значения таких терминов, как «русь», «варяг», «норманн», лишь подливают масла в огонь. Вопрос начала русского государства прекрасно показывает, как, порой, текущая политическая обстановка способна влиять на гуманитарное знание.

Итак, согласно канонической версии, в 862 году новгородцы, уставшие от междоусобиц, призвали на княжение варягов: Рюрика, Трувора и Синеуса. Лаврентьевский список первой новгородской летописи повествует о том, что Рюрик, как старший из братьев, сел княжить в Новгороде, Синеус обосновался в Белоозере, а Трувор укрепился в Изборске. Согласно же Ипатьевскому списку летописи, перед Новгородом Рюрик на 2 года остановился в верховьях Волхова в населенном пункте, который сегодня называется Старая Ладога. Сведения этого списка подтверждаются археологическими данными.

Культурные слои Ладоги древнее новгородских, в пластах IX-XI веков встречается огромное количество предметов, так называемого, скандинавского типа, доказывающее присутствие здесь норманнов. Эти сведения позволяют обосновано считать первыми русскими князьями пришельцев из-за моря – варягов. Сам термин «варяг» обычно трактуется, как член княжеской викингской дружины. Однако, по замечанию, Ключевского, варяг – это, скорее вооруженный купец. В русском языке существовало слова «варяжить» – мелко торговать, выражаясь современным сленгом, «челночить».

Концепция Ключевского не противоречит общей теории. В конце IX века формирование государственности было связано, в первую очередь, со стремлением к контролю важных торговых путей. На северо-западе Руси такой артерией была река Волхов, которую и занял Рюрик с дружиной. В XVIII веке великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов усомнился в норманнской теории. Он утверждал, что славянские племена в IX веке уже были достаточно развиты для того, чтобы выбрать управителя «из своих».

Кроме того, на основании лингвистических данных, Ломоносов отождествлял племена руссов и пруссов (немцев, значительную часть которых тогда представляли полабские славяне).

Эти догадки были поддержаны Татищевым, как и Ломоносов, опираясь на арабские источники, а также сообщения Претория, он связывал этноним «русь» со славянскими племенами. В XIX веке антинорманнистскую теорию развил историк Иловайский. Он называл новгородские летописи легендарными, а в качестве свих аргументов использовал труды Константина Багрянородного.

Во времена Совестского Союза теория получила продолжение, ряд исследователей согласился с существованием Рюрика, как исторической фигуры, однако они стали относить его к выходцам из восточно-германского племени ободритов. Поворот обратно в сторону норманнской теории начинается в 70-х годах прошлого века. Этому способствовал старт систематического изучения археологических комплексов Старой Ладоги и Рюрикова городища под Новгородом. Летописи не могут дать нам полной картины ситуации, а отрицать существование огромного количества артефактов скандинавского происхождения в слоях IX-XI века сегодня не возьмется ни один историк.

Несмотря на это спор остается не законченным, скандинавские артефакты, как утверждают антинорманнисты, явление вполне распространенное для того времени, викинги вели активную торговую политику и совершали экспедиции на восток. Более того, найденную в 2007 году в Старой Ладоге фигурку с изображением герба Рюриковичей (сокол) отождествляют с культурой ободритов.

 

Рейтинг статьи: 2653 просмотра
Автор: Кирилл Хлуднев

Норманнская теория [ВИДЕО]


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном