Философский камень, или Магистерий

28.09.2015
Философский камень, или Магистерий

Алхимия первоначально воспринималась как попытка объяснения свойств металлов через призму натурфилософии. Алхимики характеризовали вещества в соответствие с учением Аристотеля о первоосновах. В духе традиции способность взаимодействия разных материалов объяснялась через миф и взаимодействие богов. С упадком античной науки центры по изучению всего нового переходят в арабские страны. Именно здесь в VIII веке н.э. Джабир ибн Хайян придумывает учение о «философском камне».

Именно он предположил, что возможно существование некой субстанции, под воздействием которой вещества трансформируются в благородные металлы; субстанции, которая способствует исцелению болезней. С проникновением арабов на Пиренейский полуостров об алхимии узнают европейцы. С течением времени интерес к возможности трансформации веществ усиливается.

Сквозь призму античной традиции «философский камень» соотносили с символом Урофороса, то есть змея, пожирающего свой хвост. Этот аналог является предшественником свастики, соответствует представлению о движении космоса. Таким образом, можно говорить о том, что под «философским камнем» подразумевалось нечто неизвестное, хаос, способное приводить к перерождению.

Учение о «философском камне», как средстве к получению богатства и вечной жизни достаточно быстро привлекло внимание королей. Они стали уделять больше внимания науке, приглашали ко дворам виднейших экспериментаторов. Для ученых же «философский камень» стал не целью, а способом к финансированию своих экспериментов.

Поиском этой чудесной инстанции можно было оправдывать самые разнообразные опыты по соединению химических элементов между собой. Сквозь призму веков можно говорить о том, что удачная придумка ибн Хайяна обеспечила материальную поддержку первых химических исследований, давших миру многие открытия, к примеру, фарфор или порох.

Философский камень у древних авторов

Каким же образом описывали алхимики древности рецепт этой чудесной инстанции?

Одно из первых дошедших описаний принадлежит перу некоего Рогеруса, жившего в VII в. Он рассказывает о том, как испанцы (по всей видимости, арабы) делают золото, используя яйца василисков. Согласно описанию алхимики должны были правильно кормить пресмыкающихся до момента откидывания хвоста. После этого василиски сжигались, в прах добавлялась кровь рыжего мужчины и разводилась в винном уксусе. Данный экстракт при попадании на медь, якобы, превращал его в золото.

«Великий гримиуар» – собрание поверий о мистике и магических процедурах, описывает рецепт следующим образом: в горшок с землей необходимо поместить красную медь и полстакана воды. Эту смесь надо прокипятить. При последующих циклах кипячения необходимо добавлять дубовую кору и розовую воду. Для того чтобы узнать готов ли раствор, рекомендуется опустить туда гвоздь – он должен поменять окрас.

Наконец, в XV веке алхимик Джордж Рипли в своем труде «Книга двенадцати врат» объясняет рецепт «философского камня» в мистическом духе, используя термины «философская ртуть», «зеленый и красный лев», «кислый виноградный спирт» и «киммерийские тени». Только спустя несколько столетий химики смогли перевести этот рецепт на понятный язык, оказалось, что Рипли предложил опыт с соединением свинца, массикота, красного сурика и винного уксуса.

Как мы видим, авторы древности уже знали о многих химических свойствах разных соединений. В результате синтеза различных веществ они могли добиваться изменения окраса материи, знали о влиянии на металл щелочи. Все это заложило основы для создания в дальнейшем научных представлений о вещах и зарождении науки химии.

Рейтинг статьи: 588 просмотров
Автор: Кирилл Хлуднев

Филисофский камень [ВИДЕО]


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном