Забытая прима Вирджиния Цукки

19.07.2015
Забытая прима Вирджиния Цукки

Все любители и приверженцы балета знают о Матильде Кшесинской. Знают, насколько велика роль этой балерины в самом балетном искусстве. Но вот вопрос, знают ли поклонники балета о том, что Кшесинской не было бы как балерины, если бы не Вирджиния Цукки.

В своих воспоминаниях Матильда писала, что если бы она однажды не увидела на сцене танец Вирджинии, открывший ей смысл и значение балетного искусства, то, возможно, она бы перестала выходить на сцену. После того, как танец Вирджинии закончился, Матильда осознала, к каким вершинам надо стремиться, будучи на сцене. Конечно, все театральные поклонники того времени с восторгом отзывались о Вирджинии и считали за счастье посетить представление с ее участием.

Понятия о балете в конце XIX века были совсем иные, нежели сейчас. Это было что-то среднее между акробатикой и некоторыми элементами декора. Зрители следили тогда за ногами выступающих, считая их не балетными артистами, а в некотором роде эквилибристами. Конечно, все, кто бывал в Европе, были наслышаны о Вирджинии, но увидеть ее – мало кому удавалось. И вот в 1885 году, когда балерине уже было 38 лет, ее привез в Россию Михаил Лентовский.

Первое ее выступление было в спектакле «Путешествие на луну». Вирджиния станцевала так, что россияне впервые узнали и увидели, каким должен быть балет на сцене. И, соответственно, артист балета тоже. Балерина играла не только ногами, телом, руками, но и лицом, причем, так, что зрители плакали. Станиславский, увидев Цукки на сцене, охарактеризовал ее как балерину, имеющую драматический взгляд на балет.

Вирджиния не стеснялась появляться на сцене взлохмаченной, не стеснялась устроить на публике скандал, да и из фляжечки могла пригубить на виду у всех. Ну, не вписывалась она в образ жрицы искусства. Но что позволено гениям, то не подлежит никаким осуждениям. Билеты на представления раскупались задолго до спектакля. И постановки были своеобразным испытанием, потому что длились с восьми вечера до двух ночи.

Так Вирджиния стала артистом Мариинского театра. Петипа, этот гениальный балетмейстер, очень долго не мог смириться с ее поведением рядом со сценой. Но на сцене она была великой танцовщицей. Никогда никому не позволяла присутствовать на репетициях, даже Кшесинская никогда не видела, как Вирджиния оттачивала свое мастерство. Именно Цукки положила начало ярким индивидуальностям в балете.

Но в 1888 году Мариинский театр, несмотря на ее успехи, отказал балерине в продлении контракта. Она, недолго думая, организовала свою труппу. С ней Цукки и отправилась в турне по России. Любители балета отвечали ей любовью и восторженными аплодисментами. Но всему приходит конец.

Когда Вирджинии исполнилось 63 года, она последний раз вышла на сцену. Но к тому времени уже блистали и Кшесинская, и Павлова, и Карсавина. Да и Айседора Дункан уже показала зрителю совершенно другой танцевальный стиль. Цукки освистали и забросали овощами. Это был ее последний танец в роли Лизы.

Умерла Вирджиния в 1930 году в Монте-Карло, оставив после себя много учеников, в которых она вложила весь свой итальянский темперамент, стараясь передать им все, что умела и любила делать сама. А любила она его величество балет.

Рейтинг статьи: 591 просмотр
Автор: Антонина Журавлева


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном