Преподобный Серафим Саровский

Одним из наиболее почитаемых русской православной церковью иноков сегодня является преподобный Серафим Саровский. Он был канонизирован по личному указанию императора Николая II в 1903 году.
Прохор Машнин, как его звали в миру, родился в семье курского купца в 1754 году. Когда ему было 7 лет, он получил серьезную травму, упав с недостроенного собора. В одну из ночей мальчик увидел во сне образ пресвятой Богородицы. Она пообещала его скорое исцеление. Действительно во время одного из крестных ходов Прохор прислонился к иконе Знамения Богородицы и чудесным образом исцелился. Возможно, именно тогда молодой человек решил посвятить всю свою жизнь служению Господу.
Первое паломничество Прохор совершил в 1776 году. Он посетил Киево-Печерскую Лавру, где получил указания принять постриг в Саровской пустыни. 8 лет он трудился при местном монастыре. В 1786 году он получил сан иеродиакона, а 7 годами позже стал иеромонахом. Годом позже Серафим основал келью в лесу, неподалеку от пустыни. С этих пор всю свою жизнь он начал проводить в уединении. Серафим славился безукоризненным соблюдением поста, аскетизмом и добродушием. Он молился все свободное время, питался дарами леса и с небольшого огорода, который разбил рядом с кельей.
Современники утверждают, что он подкармливал лесных зверей, даже медведя. Серафиму приписывают 1000-суточное стояние на камне, которое считается подвигом столпничества (непрерывной молитвы). Вся праведная жизнь Серафима свидетельствует о его подвиге за Божию веру. Известно, что к нему за советом приходили, как простые крестьяне, так и богатые дворяне. Более того, однажды его посетил император Александр I. С 1810 по 1825 год Серафим принял обет молчания. В последние годы жизни он, как и прежде, стал принимать мирян. Серафим скончался в 1833 году.
Как считается, за свою жизнь святой видел 12 явлений Богородицы, которая помогала ему на жизненном пути и давала дар провидения. Внимание к его фигуре обострилось в начале XX века. Александра Федоровна, изучавшая православие, потребовала от мужа Николая II канонизировать святого. По свидетельствам очевидцев многие приближенные, в том числе Сергей Юльевич Витте отговаривали императора от этого шага. Связано это, прежде всего, с поверием о том, что Серафим при жизни оставил пророчество, а важнейшее из них было связано с фигурой последнего русского императора.
Считается, что во время посещения Саровской пустыни Александром I, Серафим произнес: «Будет в России такой царь, который захочет меня увековечить, но после этого разразится смута великая». Действительно, как мы знаем, правление Николая закончилось Октябрьской революцией и свержением монархии. Кроме этого, Серафиму предписывают такие предсказания, как: строительство Дивеевского монастыря, русско-японская и вторая мировая война. Еще при жизни святой учил, что вера христианская – есть послушание.
Именно послушанием, по его мнению, можно было предотвратить предсказанные беды. Во времена Советской власти мощи Серафима были извлечены и переданы в музей истории религии. В 1991 году состоялось торжественное возвращение останков святого Русской Православной Церкви. Несмотря на долгие споры богословов о симпатиях Серафима к старообрядчеству, сегодня он считается одним из самых почитаемых канонизированных служителей церкви.