Нико Пиросмани и миллион… белых роз

Каждый из нас по сто или более раз слышал в исполнении Пугачевой песни про миллион алых роз. А ведь розы были в действительности, но не алые, а белые. Ну, любил Нико Пиросмани белый цвет и все его оттенки. Ведь именно этот художник подарил французской шансонетке белые розы. Конечно, не миллион, а много меньше. Потому что в отличие от песни, Пиросмани не мог продать ни дом, ни картины по той причине, что у него их не было.
Нико Пиросмани был нищим художником. Родившись в нищей крестьянской семье и очень рано осиротев, мальчик попал на воспитание к тифлисским армянам Калонтаровым. Он рано начал малевать всяческие вывески для харчевен, столовых и магазинов. Никто не мог даже представить, что наступит время, когда его произведениями будут восторгаться посетители всемирных выставок. Пикассо и Маяковский, Марк Шагал, и Луи Арагон восхищались его произведениями. А пока из-за бедности он даже не мог купить себе холст, а рисовал на старых клеенках, подаренных ему духанщиками.
Кое-что из своих клееночных произведений он продавал на дешевых базарах. Ведь жить как-то надо было. Но при своей бедности он был всегда чисто и аккуратно одет, за что его прозвали Графом Пиросмани. Героями его картин были простые люди: усатый шарманщик, женщина с ребенком, многодетная бедная семья и богатый бездетный, дворник с метлой и красавицы – грузинки, ведь вращался он только среди них. Он всегда изображал своих героев среди цветов и обязательно с птичкой на плече. Он говорил, что добавляет белый цвет, потому что жалеет героев и прощает им их грехи.
Впервые о нем заговорили после того, как француз Ле-Дантю, приехавший погостить в Грузию, написал о нем в Париж. Его покорили картины Пиросмани. С 1913 года рисунки Нико наравне с произведениями модных в то время художников Шагала и Ларионовой появились на московской выставке. Его картины стали украшением гостиных, появились они и на выставках. Их было много, картин на клеенках. Одна из них «Арсенальская гора ночью» нашла себе место в Париже, в коллекции Арагона. А Францию он очень любил, хоть и не был там никогда. И никогда не встречался с Пикассо, который нарисовал его портрет по наитию.
С тех пор слава его стала расти. Но что ему было до славы? Он был совершенно нищ и совершенно одинок. Если бы кто-то догадался прислать ему хоть немного денег. Но таковых не нашлось, и он умер в подвале как неизвестный. И похоронен также. Никто не знает места его последнего приюта. И если бы могла в 1905 году его единственная любовь – француженка-шансонетка предположить, кого она отвергла, кто бросал к ее ногам букеты белых роз, разве так бы закончилась его жизнь?
Жизнь великого художника принадлежит всему миру, а не только Грузии. Да и картин осталось около двух сотен, остальные утеряны. Но все они заняли места в частных коллекциях и лучших музеях мира. Да и могло ли быть иначе? Ведь на картинах все его герои имеют выражение большого удивления и тайной радости, которые и привлекают к ним и министров, и шахтеров.