Интересные факты о Некрасове






Николай Алексеевич Некрасов, выросший в достаточно обеспеченном семействе, всю свою жизнь писал произведения, посвященные простым крестьянам, особенное внимание уделяя тяжкой судьбе покорных и терпеливых русских женщин. А каков в жизни был великий народный поэт, как он относился к простому люду, к близкому окружению, к богатству? Об этом можно получить некоторое представление, ознакомившись с любопытными и интересными фактами биографии Некрасова.
- Детство у будущего поэта было сложным. На него оказывали противоречивое влияние деспотичный, суровый отец (кстати, заядлый игрок в карты), и нежная, кроткая мать. Маленькому Николаю нередко приходилось наблюдать сцены расправ отца над крестьянами, почему-либо не выполнившими его волю. Это, конечно, порождало негатив по отношению к отцу и сочувствие к несправедливо обиженным.
- Довелось Николаю и самому испытать тяжесть родительского гнева. Учился он в гимназии плохо, да к тому же писал сатирические стихи в адрес школьного начальства, а затем отказался от военной карьеры, на которой настаивал батюшка, и уехал в Санкт-Петербург. За это своеволие отец лишил Николая материальной поддержки, вынудив голодать, что впоследствии стало причиной тяжелого заболевания желудка у Некрасова.
- Первый поэтический сборник Некрасова «Мечты и звуки» был раскритикован кардинально. Особенно досталось ему от Белинского. Тогда юный автор скупил почти все экземпляры и уничтожил их.
- Со временем стихи стали получаться гораздо лучше. К тому же ярко проявилась деловая хватка поэта: завладев правом на издание угасавшего пушкинского «Современника», он превратил журнал в острое полемическое издание, освещавшее по мере возможности все злободневные вопросы. К нему потянулись лучшие авторы. Некрасов отлично справился с ролью издателя, умело редактировал материалы, распределял гонорары. Журнал стал процветать.
- Не обошла Николая Алексеевича наследственная страсть к карточной игре. Любопытно, что играл он довольно счастливо, порой выигрывая крупные суммы. По слухам, свое имение Карабиху (что под Ярославлем) он выиграл в карты. Не исключено, что это лишь слухи, но, видимо, имевшие под собой какие-то основания – дыма без огня не бывает.
- Один печальный случай в жизни писателя связан с карточной игрой. Была у его окружения такая примета: перед игрой не давать никому денег в долг. Николай Алексеевич соблюдал ее четко. Однажды молодой автор, сотрудник «Современника» Пиотровский пришел к нему с просьбой дать взаймы в счет будущего гонорара 300 рублей. Некрасов отказал. На следующий день он узнал о смерти молодого человека, который застрелился, не выдержав позора долговой ямы. А ведь если бы юноша получил эти триста рублей и выплатил долг, он остался бы в живых…
- Николай Алексеевич в молодости горячо влюбился в супругу соиздателя «Современника» И. И. Панаева. Они стали жить все вместе в одном доме. Красавица Панаева кружила головы многим литераторам, но лишь с Некрасовым у нее сложился супружеский и творческий союз на несколько лет. Николай Алексеевич помогал ей писать роман.
- После разрыва с А.Панаевой Некрасов имел непродолжительные романы с другими женщинами, но своей женой сделал неожиданно для многих простую крестьянку Феклу (которую он звал Зинаидой, так как имя Фекла его не устраивало). Эта девушка появилась в жизни писателя, когда ему было уже к 50-ти годам, а ей – 19. Брак они зарегистрировали незадолго до смерти Некрасова. Николай Алексеевич искренне любил свою «позднюю музу», даже оставил ей хорошее состояние. Она, в свою очередь, также преданно любила знаменитого мужа, ухаживала за ним во время его последней болезни. После смерти поэта его родственники, пользуясь неопытностью Зинаиды-Феклы в деловых вопросах, отобрали у нее практически все, что завещал муж. Женщина скромно прожила всю оставшуюся жизнь в деревне.
Николая Алексеевича Некрасова, конечно, не назовешь безгрешным человеком. Было в его судьбе всякое: карты, страстные любовные увлечения, не совсем человеколюбивые поступки. И все же сегодня мы вспоминаем о нем как о первом истинно народном поэте, который увидел в крестьянине не пасторального пастушка и не средство получения доходов, а живого страдающего человека, чья жизнь проходит в постоянных тяготах беспросветного труда.