Антоний Печерский – «начальник всех Российских монахов»

Преподобный Антоний Печерский – «начальник всех Российских монахов», святой Русской Православной церкви. Пожалуй, трудно найти человека, не слышавшего о Киево-Печерской лавре. Но мало кто знает о ее основании и основателе. Являясь самым древним монастырем Руси, лавра включена сегодня в наследие ЮНЕСКО.
В те очень далекие от нас годы, в самом конце X века родился на Черниговщине мальчик Антоний, буквально с детских лет мечтавший об иноческой жизни. Чуть повзрослев, юноша отправился в Византию в качестве паломника. Сумел он посетить и Константинополь, а оттуда его путь лежал в Афон, являвшийся в то время центром иноков греческого Востока. Судя по всему, ему понравилась жизнь в монастырях, которые он посещал на Святой горе и наблюдал за жизнью монахов, здесь протекающей.
Именно здесь и принял Антоний решение о пострижении в монахи. Игумен одного монастыря внял просьбам юноши и постриг его, заодно взяв к себе в обитель. Так прошло несколько лет, пока однажды игумен дал Антонию напутствие отправиться обратно на Русскую землю для просвещения и утверждения народа в христианской вере. Отправился Антоний на Русь, получив и благословение Святой горы. По возвращении на родную землю Антоний решил поселиться недалеко от Киева, в его окрестностях.
В монастырях, которые уже были здесь обустроены иноками-греками, пришедшими крестить Русь вместе с князем Владимиром, он не захотел, потому что жизнь в них показалась для него неприемлемой: не соблюдались правила общежития и чина. Нашел он у села Берестова пещеру, выкопанную варягами, и поселился в ней. Смута, начавшаяся после смерти Владимира в 1015 году, заставила снова Антония уйти в Афон. После воцарения мира и спокойствия и утверждения на киевском престоле Ярослава Мудрого, монах возвратился в родные места и опять поселился в своей пещере близ Берестова.
Жизнь в одиночестве, непрестанной молитве и строгом посте закалила его и до того строгий характер. Узнав о подвиге боголюбца, к нему стали приходить за советом и благословением. Желающим поселиться рядом, преподобный разрешал копать пещерки, некоторых постригал в монахи. Когда в окружении преподобного собралось двенадцать братьев, было принято решение выкопать большую пещеру и обустроить в ней церковь и небольшие кельи.
Как только жизнь, по мнению Антония, в общине была налажена, он решил вновь уйти в уединение. Но ушел он не один, а взял с собой несколько учеников, полностью посвятивших себя строгой отшельнической жизни. С этого момента у святого открылся дар чудотворца. Сын Ярослава Изяслав, будучи человеком набожным, воссевший на престол после смерти отца в 1054 году частенько приходил один или со всей своей дружиной за благословением к святому, который к этому времени уже прославился на всей Руси своей добродетельностью.
Шли годы, братии становилось все больше, и настало время, когда подземная церковь уже не могла вместить всех под своим покровом. По благословлению Антония, монахи возвели деревянный храм над подземной церковью. Преподобный Феодосий, будучи игуменом, решил основать настоящий монастырь. По просьбе Антония, князь Изяслав Ярославович сразу же отдал плато над пещерой для постройки монастыря. В 1062 году строительство было закончено, монахи из пещер переселились в нее. Но в память о пещерной жизни обитель стала именоваться Печерской.
Но закончились времена уважения Антония Великого со стороны князя Изяслава. Князь обманом захватил в плен своего родственника, полоцкого князя Всеслава. Видно, мало оказалось власти для него в Киеве, а Антоний за это обличал Изяслава и корил. Под конец жизни ушел Антоний на Черниговщину, чтобы найти там себе новое убежище на Болдиных горах. Стал обживать выкопанную пещеру, на месте которой впоследствии был построен Успенский монастырь. Свою праведную жизнь Антоний закончил, будучи глубоким стариком, в 1073. Ему уже было 90 лет.
Почитание его сначала было местным, т.е. только в Печерской лавре, в наши же дни праведник почитается одним из отцов русского монашества. Археологи 20 века не смогли найти останки Антония в лавре: им помешали огненные искры, которые сопровождали раскопки.