Теория личности Фрейда

20.07.2015
Теория личности Фрейда

Многие слышали о теории личности Фрейда, но не все знают, что конкретно под этим подразумевается. Эта статья рассеет мрак вокруг этого вопроса. Человек существо сложное, и на его формирование могут влиять разные, даже самые незначительные на первый взгляд факторы, например, детский испуг может оставить отпечаток на всю жизнь. У каждого своя история побед и поражений, а начинается все с детства.

Бессознательное («Оно»)

Это первый уровень человеческой личности, ее «подвал». Туда уходят наши нереализованные мечты, наши страшные сны, наши неудовлетворенные желания, и оттуда тянут к нам свои руки психические болезни (неврозы и психозы). Для Фрейда бессознательное – это, прежде всего, то место, куда уходят наши неудовлетворенные желания, падают туда, как на дно океана, и оттуда мешают нам жить.

Но нереализованные чаяния человека – это еще и положительная сила, а не только деструктивная (разрушающая).  Например, человек в детстве был беден, но став взрослым, он старается быть трудолюбивым, чтобы хорошо зарабатывать и больше никогда не голодать и не возвращаться к существованию впроголодь.

Разнообразные конфликты с родителями, тоже порождают механизмы компенсации, которые создают человека целеустремленного и трудолюбивого, а все это идет из сферы бессознательного. «Оно» управляет нами, а «Я» пытается как-то с этим справиться.

«Я»

Если идти вверх по лестнице от «подвала», то мы попадет на «первый этаж». Это и есть наше «Я». В нем содержится все то, что человек осознает: цели, ценности, убеждения, отношения с родными и близкими. Другими словами, «Я» – это то место в человеческой личности, где человек думает, что он хозяин положения. Здесь тепло, светло и не капает. Только по ночам, когда сторожевые функции «Я» ослабевают на первый этаж пробираются монстры из подвала. Как нетрудно догадаться, это происходит во снах.

Моральные нормы, воспитание («Сверх-Я»)

Но, к сожалению или к счастью, «Я» и «Оно» не единственные структуры человеческой личности. Над ними есть суровое образование, которое зовется «Сверх-Я»: оно аккумулирует в себе моральные нормы общества, в котором человек воспитывается. Главным агентом в этом смысле выступает семья. Она учит (или должна учить) ребенка «что такое хорошо, что такое плохо». С ранних лет человек впитывает в себя запреты и подобающие формы индивидуального и общественного поведения.

«Сверх-Я» выполняет полицейские функции по отношению как к «Я», так и к «Оно». Эта структура человеческой психики следит за тем, чтобы ее «коллеги» не слишком шалили и не выходили за рамки дозволенного.  Здоровый человек – это тот, кто смог гармонизировать все три психические структуры

Содержание «Я» не исчерпывается человеческими убеждениями в широком смысле слова. У «Я» есть и более важная функция – гармонизировать человеческую личность. С одной стороны, понять инстинктивные импульсы бессознательного, идущие снизу, с другой стороны, усвоить спускающиеся сверху требования «Сверх-Я». Все это синтезировать в себе и выдать общественно приемлемое поведение.

Таким образом, человеческое «Я» находится в постоянной борьбе и постоянном напряжении, иногда человек не выдерживает давления (как среды, так и своих желаний) и бежит в болезнь: пытается скрыться за навязчивыми состояниями и ритуалами. Реальность стихийная, пугающая штука, а болезнь ясная и понятная перспектива, которая иллюзорно подчиняет себе действительность.

Но на самом деле болезнь не подчиняет себе реальность, она ее ограничивает. Таким образом, здоровый человек – это тот, кто смог согласовать между собой бессознательные импульсы, общественные требования и свои сознательные желания и убеждения.  Откровенно говоря, такой синтез удается немногим.     

Рейтинг статьи: 3361 просмотр
Автор: психолог Валентин Мануковский


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном