Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте

Когда человеку 16-18 лет перед ним остро встает вопрос – кем быть. Причем не в философско-моральном смысле, а в самом приземленном и практичном. Как мы знаем, это веселая пора поступления в вузы. Тут важно понимать, что главное, не давить на ребенка не навязывать свою волю. Да, вы – родители, но вы уже распорядились своим временем, вернее, примерно его половиной. У него же свое время, он должен решать сам. Нет ни хороших, ни плохих профессий. Есть хорошие и плохие специалисты, а в ситуации кризиса образования это становится особенно важным.
Если вы будете настаивать на том, чтобы ваше чадо прислушалось к вашим бесконечно мудрым советам и не только прислушалось, но и неукоснительно им последовало, то вы рискуете сломать ему жизнь, и навсегда лишится его доверия. Кроме того, зная, что родители в него не верят, подросток может не добиться успеха даже на той жизненной ниве, где у него есть способности и, может быть, даже талант. Помните, что вы работаете с чрезвычайно хрупким материалом – человеческой душой. Поэтому прикасаться к нему резцом воспитания надо очень осторожно, бережнее, чем ювелир, работающий с жутко драгоценным металлом.
Да, если продолжать сравнение родителя и скульптора, есть периоды, которые требуют крутых мер и грубых действий, но переход человека от подросткового возраста к молодости не такой. Здесь ребенку надо предоставить почти полную свободу (в разумных пределах) и проявить терпение. Вообще, чтобы у ребенка был самый широкий спектр возможностей реализации, ему надо предоставлять право выбора и показывать эту россыпь вероятностей развития судьбы как можно раньше. Всевозможные кружки, секции, клубы по интересам. Все это преследует только одну цель – показать как многообразна жизнь, что нет плохих профессий.
Если мы обратимся к западному опыту, то увидим, что там есть люди совершено экзотических для нас профессий: татуировщики или художники, использующие в качестве холста обнаженное женское тело, дизайнеры, модельеры, стилисты – понятно, что в нашей стране такие профессии тоже есть, но они совершенно не массовые. Нет ничего страшного в том, что подросток ориентируется на штучные специальности. Возможно, у вас вырос новый гений, который станет пионером в определенной области. Из лексикона следует убрать такие слова и словосочетания, как «ты должен…», «ты обязан…», «думай о будущем…».
Он не обязан думать о будущем. Он молод, у него есть вечное и непреходящее настоящее. Вообще, как кажется, думанье о будущем или о прошлом – это верный признак старости. Старики думают о прошлом, потому что у них уже нет ни будущего, ни настоящего. В крайней случае они думают о будущем своих детей, потому что собственное будущее уже не интересует даже их самих, все и так ясно, как день. Причем старик и старость – это понятие, скорее, духовные и ментальные, чем возрастные. Конечно, нужно сказать, что в идеале человек должен выбирать свою профессию ближе к 30 годам. К этому совершенно прекрасному возрасту, он еще не стар, но уже не юн.
У него сформировался определенный вкус к жизни, он знает, чего хочет, поэтому может выбрать себе занятие по душе, чтобы не страдать и не мучиться от того, что выбрал что-то не то. А на самом деле он хотел быть садовников и подстригать кусты. Но социальное время не дает места для маневра. Бег его неумолим. В 17 – институт, в 25 – брак, в 60 или 55
пенсия, потом смерть. У нее вот нет точных дат. Хоть у нее-то их нет. Наше дело помочь детям как-то приспособиться к требованиям времени, но так, чтобы еще и сохранить их души здоровыми.