Домашнее насилие и теория личности Фрейда

23.07.2015
Домашнее насилие и теория личности Фрейда

З. Фрейд, как и представители первой волны психоаналитиков (К.-Г. Юнг, А. Адлер) мало интересовался детьми, его больше увлекали случаи взрослых людей, но ведь именно в детстве, как он считал, был корень всех зол зрелой жизни человека, поэтому косвенно австрийский врач помог и детям.

Как Фрейд снизил уровень насилия в семье?

Это произошло далеко не сразу, всякой теории, любому открытию необходимо время, чтобы  растворится в человеческих умах. Конечно, и до Фрейда философы говорили и писали, что человек существо, иррациональное и подверженное различным страстям. Из самых ярких примеров приходит на ум А. Шопенгауэр, которого З. Фрейд признавал своим учителем.

Но Фрейд, в отличие от философов, которые только утверждали глубинную иррациональность человека, смог ее доказать своей обширной практикой. Психоанализ чрезвычайно изменил мир. Он сделал действительность глубокой. Все вещи и явления мира стали объемными. У почти всех событий реальности, благодаря психоанализу, появился подтекст.

Исключением не является и воспитание человека, которое так же стало с «двойным дном». Почему?  Раньше, когда родители наказывали ребенка, они думали, что поступают совершенно правильно, ибо таким образом люди учили своих отпрысков жизни, прививали им канон поведения в обществе. После психоанализа люди стали задумываться о своем поведении в отношении детей.

Так ли уж отец или мать помогают своему ребенку узнать законы жизни, когда наказывают его физически, а, может быть, родители удовлетворяют какие-то свои нужды? Например, жажду власти или садистские наклонности. Другими словами, после З.Фрейда люди стали думать, а не услаждают ли они насилием над ребенком свое эго.

Так Фрейд, сам того не зная, существенно снизил уровень насилия в семье. Но правда, у этого есть один недостаток: чтобы психоанализ оказал влияние на человека, тот с ним должен быть знаком.

Обратная сторона проблемы насилия в семье

Есть очень деликатная проблема. Маленькие дети очень любознательны и их исследовательский интерес простирается иногда на очень опасные предметы домашнего обихода: электрические розетки, газовые конфорки, двери и т.п. И родитель (мать или отец), не успев усмотреть за своим любознательным чадом, может в приступе страха или отчаяния излишне сильно дернуть ребенка, если он вдруг полез в розетку или к газовой плите.

Как расценить этот родительский жест? Никак. В этом действии нет подтекста, кроме того, что родители очень дорожат своим маленьким ученым и очень волнуются за его судьбу. Наказание должно быть, скорее, моральным, чем физическим и всегда адресным и конкретным. Другими словами, ребенок должен точно знать, за что его наказывают. Наказание не должно быть ни в коем случае жестоким с физической точки зрения, но оно должно непременно чему-то учить ребенка.

В таком случае родители смогут убить сразу двух зайцев: во-первых, избежать угрызений совести, а во-вторых, сохранить душу ребенка от психологических травм. Загадка наказания в том, что каким бы жестким оно не было, но по детям  больше всего бьет его несправедливость, если они не понимают, что конкретно им ставится в вину, за что они страдают.

Цель наказания в том, чтобы научить ребенка умению брать на себя ответственность за свои поступки, т.е. наказание не должно быть  бессмысленной манифестацией садистских наклонностей родителей, оно должно быть конкретным и понятным ребенку, чтобы не разбалансировать его психику. Система запретов, как или иначе, необходима в воспитании, потому что ребенок должен знать не только то, что можно, но и то, что нельзя.

Рейтинг статьи: 860 просмотров
Автор: психолог Валентин Мануковский


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном