Замри-гора – место сбора скоморохов

Почти 40% территории западной и северной частей Московской области занимает Смоленско-Московская возвышенность – холмы, осложнённые ледниковыми отложениями. Её высшая точка, величиной в 310 метров над уровнем моря, находится в пределах Клинско-Дмитровской гряды. Замри-гора расположилась севернее просёлочной дороги у деревни Шапкино, относящейся к Можайскому району, что по Минскому шоссе и в 130 км от Москвы.
Рядом с холмом берет начало главная водная артерия столицы река Москва, её исток (Старьковское болото) отмечен часовней, возведённой в 2004 году. Это место на карте Московской области отмечено рядом с Минским шоссе. Исток этой важной реки – небольшой ручеёк, через который можно легко перепрыгнуть. Тут всё небольшое и невзрачное на вид, но имеющее большое значение для жителей страны. Для древних славян этот невысокий холм, который в географическом смысле не имеет названия, был священным местом.
Даже есть версия, что раньше он был настоящей горой, да такой, что проходящие мимо путники замирали от удивления. Но потом вдруг произошло чудо, и большая её часть ушла под землю. И в легендах Замри-гора на празднике Купалы (Вальпургиевой ночью) начинала расти, уменьшалась она только после прочтения заклинаний скоморохами. Возможно и было такое в прошлом, но сегодня северо-западная часть Московской синеклизы испытывает поднятие на 1-8 мм в год, а опускается восточная её часть – на 5-6 мм в год. Значит теперь Замри-гора и действительно растёт.
Путешественник и этнограф Андрей Синельников рассказал, что ещё до революции здесь собирались скоморохи со всех краёв земли русской, чтобы славить своего покровителя, языческого бога Трояна. Начались эти празднования с того времени, когда бог, путешествуя из южных мест на север, присел отдохнуть у горы. Он устал так, что идти не было сил. Ему помогли скоморохи, оказавшиеся в этих местах. Они веселили его, и пили вместе с ним южное вино, которым бог угощал их. Это придало Трояну сил, за что он и отблагодарил своих помощников.
Троян подарил им серебряную волшебную маску, которая могла прогонять зло и наказывать тех, кто задумал недоброе против скоморохов. Оказалось, что маска могла ещё менять голос и внешность людей. Бог также научил их искусству изготовления вина, но не из винограда, как на юге, а из мёда и отправился дальше. С тех пор и проходили ежегодные празднования с ритуалами очищения водой и огнём в день солнцестояния на праздник Купалы. А в конце празднования перед рассветом скоморохи доставали из тайного места серебряную волшебную маску, и каждый мог при её помощи исполнить любое свое желание.
Считается, что скоморохи были не просто шутами и лицедеями, а служителями или жрецами языческого культа трёхглавого крылатого бога Трояна. И после крещения Руси их культурно-развлекательная деятельность была только прикрытием для продолжения служения культу, колдовства и совершения обрядов. Этим и объясняются гонения на них церкви и власти. Вероятно, если бы эти обряды совершались на Замри-горе сегодня, то нашлась бы и волшебная маска и гора бы стала расти и опускаться согласно заклинаниям.
Но раз это прекратилось, то и видим мы только невысокий пологий холм с плоской, похожей на равнину вершиной, опознать которую можно только по геодезическому триангуляционному знаку. В прошлые времена на месте священной горы «чёрные копатели» хотели найти желанную серебряную маску. По поверьям, маска давалась в руки только в ночь Купалы. Потому местность эта испещрена шрамами. Долго сильна была вера в языческих богов. Многие и сегодня верят и хотят разгадать тайну культа Трояна и Замри-горы.