Хлебный или Ореховый Спас

Третий по счету Спас, называемый в народе Хлебным или Ореховым, празднуют 29 августа. Этот праздник приурочен к перенесению Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы, что в Сирии, в город Константинополь в 944 году. Именно этот образ Христа почитается церковью до наших дней самой первой христианской иконой. Ведь воины древней Руси шли в бой под знаменем, на полотне которого был вышит этот Образ. К этому дню крестьяне полностью заканчивали уборку зерновых и запасались хлебом на весь следующий год.
К праздничному богослужению выпекали свежеприготовленный хлеб из муки нового урожая и несли его освещать в храм. После освещения каравая позволяли себе съесть от него по маленькому кусочку, а остальное заворачивали в чистую ткань и прятали за иконами. Ели его только во время болезни. И великим грехом считалось уронить от этого хлеба хоть одну крошку. И только после освещения хлеба в храме начинали использовать зерно нового урожая в пищу. Поэтому-то и зовется Спас Хлебным.
В этот же день выходили в поле мужчины, чтобы бросить в землю первую рожь для будущего урожая. Праздник отмечался с целью благодарения Бога за возможность употреблять хлеб каждый день до следующего, нового урожая. Поспевало к этому дню и лесное богатство – орехи, без которых крестьянская семья не обходилась зимой. Эти запасы разнообразили довольно скудный крестьянский стол, выполняя при этом еще и роль талисманов для благополучия. Орехи тоже освещали в храмах.
В некоторых местах Третий Спас величают еще и ореховым. Было замечено, что орехи не дают большого урожая два года подряд. И если год для орехов был урожайный, значит, на следующий год будет хороший урожай хлебов. Крестьяне старались в пост есть как можно больше орехов. С третьего Спаса можно было есть мясо, потому что пост заканчивался. Открывались к Спасу и ярмарки, на которых торговали не только медом, фруктами с овощами, хлебом, но еще и новыми отбеленными холстами.
Приближалась суровая зима, и нужна была новая одежда, белье. Называя Спас Холщевым, вероятно, проводилась параллель между сотканным холстом и запечатлением Образа Спасителя на ткани. Празднуют Хлебный Спас не так широко, как первые: надо заканчивать полевые работы. К этому времени улетали на зимовку журавли. Скоро осень с дождями и заморозками, надо успеть, пока тепло и сухо. И почистить к зиме источники с водой, осветить новые колодцы – на все нужно время.
Третий Спас – день прощания с летом. Как только улетят последние ласточки, будет еще и бабье лето, но оно такое короткое, что не успеет принести уже особой радости: осень неслышными шагами уже идет по полям и лесам, устилая свой путь бронзой и золотом. Да и озимые уже выбросят к тому времени свою зелень, чтобы укрыть на зиму семена в земле. Заботливо брошенные в землю, они дадут в грядущем году добрый урожай.