Русские гусли – история инструмента

18.10.2012
Русские гусли – история инструмента

Гусли... Это необычный старинный струнный щипковый инструмент. Еще в древнейшие времена долгими вечерами при лучине звучал он в деревенских хатах. Сколько легенд, присказок сочинил народ об этом инструменте. «Гусли мысли мои, песня думка моя!» и другие. Первое упоминание о них относится к 591 году, когда, по свидетельству греческого историка Феофилакта Симокатты, греками были захвачены в плен прибалтийские славяне, у которых в руках оказался музыкальный инструмент.

Со времен Киевской Руси частые упоминания о гуслях их значении для народа встречаются в русских летописях, сказаниях, устном народном творчестве, в записках русских и иностранных авторов, но нигде не сохранилось сведений о гусельном репертуаре прошлых веков и об устройстве этого инструмента. Можно только предполагать, что именно гуслями пользовались русские рапсоды при исполнении былин и исторических песен-сказов. А также древние инструменталисты, которых народ запечатлел в легендарных образах Добрыни Никитича, Садко.

Первое же описание гуслей появилось лишь в XVIII веке. Различалось два вида гуслей – шлемовидные и крыловидные. Гусли шлемовидные имеют глубокий корпус из тонких еловых или сосновых досок, формой своей напоминающий шлем. Нижняя сторона их прямая или спинка вогнутая внутрь, верхняя – в виде овала или усечена. Габариты этого инструмента достигают в длину 800 – 1000 мм, ширину – около 500  мм, высоту – 100 мм. Струны расположены параллельными рядами, вверху – дискантовые, внизу – басовые. Количество струн колеблется от 11 до 30.

Гусли звучали мягко, но достаточно громко. Это было возможно благодаря жильным струнам. Играли на гуслях, сидя на твёрдой поверхности. Инструмент клали в слегка наклонном удобном положении на колени, оперев вершину его о грудь. Практиковалась игра стоя. Интересно отметить, что на одной из миниатюр новгородского Евангелия-апракос (1358) изображен гусляр-скоморох, который приплясывает во время исполнения. Над рисунком сделана надпись: «Гуди гораздо!».

Но не долгим был путь шлемовидных гуслей, они у русского населения вышли из употребления совсем и редко встречаются только у народов Поволжья. На иконографических памятниках XIV—XVI веков мы видим в руках музыкантов-скоморохов именно эту разновидность инструмента, а не крыловидные, которые, по-видимому, были инструментом широкого слоя любителей музыки. Крыловидные гусли были популярны в северо-западных районах, граничивших с Прибалтикой, Карелией и Финляндией.

В этих местах, кстати, бытуют похожие, родственные гуслям, инструменты – каннель (эстонский), кокле (латышский), канклес (литовский), кантеле (карельский, финский).  Они имеют долбленый корпус в форме крыла, изготовленный из подручного материала – березы, сосны, ели, клена.  Как у старых инструментов, так и у инструментов начала нашего века корпус выдалбливался сверху и покрывался еловой доской. Размеры инструмента колеблются в пределах: длина 550 – 650, ширина в узком конце 70 – 100, в открылке 200 – 300, высота боков 30 – 40 миллиметров.

Струны у сохранившихся и дошедших до нас инструментов ХIХ века металлические, с числом 5 – 9, расположенные раздельно. Во время исполнения музыкант сидит, прижимая инструмент к животу: узкая сторона его обращена вправо, широкая — влево. Пальцами правой руки или чаще всего щепкой, косточкой или пером бряцают по всем струнам одновременно, а пальцами левой руки, касаясь струн, глушат ненужные звуки. Многие инструментоведы относят крыловидные гусли за их не затухающую звучность, к «звончатым» или «яровчатым» (ярким, сильным). Так их называют в былинах.

Рейтинг статьи: 7900 просмотров
Автор: Оксана Кравец


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном