«Рамаяна» и «Махабхарата» –кладезь народной мудрости

23.11.2012
«Рамаяна» и «Махабхарата» –кладезь народной мудрости

Из уст в уста передавались народные творения, непрерывно изменяясь и обогащаясь. Основное ядро «Рамаяны» сложилось в IV – III веках до нашей эры, «Махабхараты» — еще раньше. С развитием письменности поэмы получили литературное оформление; они приобрели современную форму в первые века нашей эры.

В обоих эпосах действительные исторические события переплетаются с причудливым вымыслом и поучительной аллегорией. «Рамаяна» состоит из 7 книг, в которых излагается история жизни и подвигов мифического героя, человека – бога Рамы. Сын раджи Рама был изгнан отцом по настоянию мачехи в глухие леса. За ним последовали его жена Сита и брат Лакшман. Во время их странствий повелитель демонов, царь Ланки (Цейлона) Равап похитил прекрасную Ситу.

В долгой, упорной борьбе Рама победил десятиглавого Равана и освободил Ситу. После триумфального возвращения из изгнания Рама стал раджой, заняв трон отца, умершего от горя в разлуке с сыном. «Рамаяна» отражает историю проникновения ариев в Южную Индию. 19 книг «Махабхараты» содержат сказание о непримиримой вражде между двумя родами – Пандавамн и Кауравами – потомками мифического царя Бхараты.

В этом эпосе нашли отражение войны, которые вели между собой индо-арийские племена. «Рамаяна» и «Махабхарата» – неиссякаемый кладезь народной мудрости. Образы «Рамаяны» выступают как высокие идеалы нравственности, на которых воспитывались многие поколения индийцев. Рама – герой, образец бесстрашия, преданности своему долгу; он-послушный сын, преданный супруг и брат, мудрый и справедливый правитель.

Сита – идеал индийской женщины, верной и любящей жены, готовой пойти вместе с мужем на любые лишения. Лакшман — верный брат. В «Рамаяне» воплотились вековые мечты народа о добре, справедливости и счастье. «Махабхарата» заканчивается победой царского рода Пандавов, объединивших под своим управлением всю страну. Основная идея «Махабхараты» – прогрессивное стремление к объединению Индии, к прекращению междоусобных войн между ее древними правителями.

Обе эпические поэмы пользуются в Индии огромной популярностью. На протяжении двух тысяч лет многие поэты и писатели Индии черпали из них сюжеты для своих произведений. Крупнейший древнеиндийский поэт Калидаса, живший в IV—V веках, положил в основу своей знаменитой драмы «Шакунтала» одни из эпизодов «Махабхараты» — любовь дочери отшельника Шакун-талы к царю Дуньянте.

«Рамаяна», которая, так же как и «Махабхарата», написана на древнеиндийском санскритском языке, переведена на все основные языки Индии. Индийский писатель Тулси Дас в XVI веке создал на основе эпоса поэму «Рамаяна, или Рамачаритаманаса».Так соединились эпохи с культурным наследием для того, чтобы остаться на века.

Рейтинг статьи: 1524 просмотра
Автор: Оксана Кравец


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном