Православный праздник Вознесения Господня

Праздник Вознесения Господня отмечают на сороковой день после Пасхи. Это двунадесятный праздник, то есть один из главнейших для православной церкви. Иоанн Златоуст относит Вознесение к праздникам, которые были установлены апостолами. Отмечают Вознесение Господне еще с IV века. Период празднества составляет 9 дней, окончание праздника приходится на пятницу седьмой недели после Пасхи. В некоторых странах Вознесение – выходной день.
Согласно Евангелию, Христос после своего воскресения неоднократно являлся апостолам и говорил им о Царстве Божьем, а затем собрал их на Елеонской горе в Иерусалиме, где поведал о ниспослании Святого Духа, после чего благословил апостолов и вознесся на небо. Светлое облако скрыло Сына Божьего от учеников, а затем явились два ангела и сказали, что Господь снова придет на землю так же, как видели его восходящим на небо.
Праздник Вознесения был также днем поминовения умерших предков. Согласно народному преданию, с Воскресения Христова до Вознесения врата рая и ада открывались, и грешники, мучившиеся в преисподней, могли видеться с праведниками, обитавшими на небесах. Согласно русской народной традиции, праздник Вознесения – переход от весны к лету. Об этом свидетельствуют такие поговорки:
«Дошла весна‑красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос воскресе» поют, – тут ей и конец пришел!», «Весна о Вознесеньи на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!», «Цвести весне до Вознесенья!» и другие. К Вознесению отцветали сады, а сам праздник приходился на разгар полевых работ. Считалось, что соловьи в ночь накануне Вознесения поют красивее и громче, чем всегда, а ловить их считалось большим грехом.
Тому, кто поймает соловья в канун Вознесения, весь год не будет удачи в делах. «Вознесенская» роса наделялась большой целебной силой и при знании «верного» слова могла исцелить от любой хвори. На Вознесение традиционно пекли особые пироги – «лесенки» (лествицы) с семью перекладинками – по числу небес, а также пироги с зеленым луком и «христовы окутки» – сочни из овсяной крупы. «Лесенки» освящали в церкви, а затем сбрасывали с колокольни.
Таким образом гадали, на какое из семи небес попадет человек. Если все ступеньки «лесенки» оставались целы, это означало прямую дорогу в рай, а у большого грешника «лесенка» рассыпалась на мелкие кусочки. Впоследствии гадание упростилось, и «лесенки» стали бросать на пол возле печи, где их выпекали. А для того, чтобы рожь росла лучше и быстрее, «лесенки» с тайной молитвой выносили на ниву и оставляли по одной в каждом углу задела.
По другой версии, «лесенку» подбрасывали вверх со словами «Чтоб рожь моя росла также высоко». Затем «лесенку» съедали. Существовал также обычай на Вознесение «ходить на перепутье» – навещать родственников и знакомых и приносить им в подарок все те же «лесенки».