История открытия Антарктиды

Впервые догадки о существовании загадочной и неведомой Южной земли возникли у португальских мореплавателей в экспедиции 1501 года. В ней участвовал известный флорентийский мореплаватель и путешественник Америго Веспуччи. Но корабли экспедиции не смогли продвинуться дальше острова с названием Южная Георгия. В отчетах А. Веспуччи много писал о льдах, холоде и невозможности следовать дальше.
Дальше других к неведомой земле в антарктические воды проник очень решительный и неутомимый Джеймс Кук, он был убежден, что такая земля существует, писал трактаты с доводами в пользу существования континента. Он в 1773 году, первым в истории морских путешествий пересек параллель с названием Южный полярный круг. Капитан Д.Кук прошел тысячи морских миль в этом плавании по Южному океану, открыл множество мелких островов и архипелагов, достиг 71о ю. ш., но цели своего плавания не достиг. Он подошел к полюсу на самое близкое расстояние, но дальше продвинуться не мог, путь его кораблю преградили сплошные льды. В своем отчете Кук писал, что земли, которые есть на юге, никогда не и никем не будут исследованы, они обречены на вечный холод…
Через какие-то 50 лет, в 1820 году невозможное, по словам Д. Кука, совершили русские моряки под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Командир первой русской кругосветки адмирал Иван Крузенштерн в 1819 году написал письмо министру де Траверсе об исследованиях северных и южных полярных вод. Особое внимание он уделил в письме экспедиции именно к Южному полюсу, в которой предлагал, если есть Южная земля, открыть ее и исследовать. Решено было снарядить экспедицию в Южные широты, подготовлены два корабля, военный шлюп «Мирный» был сделан по проекту русских морских инженеров Курепанова и Колодкина, показал блестящие качества в плавании. Шлюп «Восток», построенный английскими инженерами, уступал по ходовым характеристикам и прочности. Разнотипность кораблей не раз тормозила ход экспедиции.
И вот, в 1819 году после тщательных приготовлений из Кронштадта отправилась южная полярная экспедиция на двух военных шлюпах – «Восток» и «Мирный», М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен имели богатый опыт мореплавания, экипажи судов состояли из бывалых, опытных моряков. С заходом в Портсмут, на остров Тенериф и Рио-деЖанейро, корабли отправились в Южный океан. Обследовали Сандвичевы острова, Южную Георгию, открыли острова Траверсе, Сретения, на пути все чаще стали встречаться айсберги. Туманная, мрачная и пасмурная погода грозила тем, что корабли могут наскочить на мель. Не оставляя попыток пробиться к югу, то и дело приходилось возвращаться на север, не допустить столкновения с айсбергами и вмерзания судов в лед. Чтобы спасти корабли от повреждений, иногда требовалось большое искусство.
Достигнув 69о 25' ю.ш. перед путешественниками встала ледяная стена, это было не что иное, как материковые льды. Только плохая видимость помешала морякам увидеть берег Антарктиды и вершины гор в глубине материка. Произошло это событие 28 января в 1820 году. В феврале путешественники еще дважды подходили к берегам Антарктиды, множество полярных птиц приветствовало мореплавателей, подтверждая, что земля близко. В марте участились штормы, усилились морозы, команда устала от постоянной борьбы со стихией, плавание становилось все опаснее. Решено было направить суда в Австралию. Зимние месяцы плавание проходило в Полинезии в южных водах великого Тихого океана, на карту были нанесены 15 островов с русскими названиями. Два месяца путешественники снова готовились к плаванию в полярные моря, ремонт судов проходил в порту Жаксои, современный Сидней.
К середине ноября 1820 года корабли экспедиции вышли в море. И снова продолжали плыть на юг, пересекли 60о ю.ш., на пути снова встали айсберги и льды. Температура понижалась с каждым часом, холодный ветер гнал снежные тучи. Плавание между айсбергами при снегопаде и сильном ветре требовало большого мастерства, мужества и быстроты в принятии решений. Не раз ловкость и слаженная работа команды спасала суда от неминуемой гибели. Уже 22 января 1821 года ими был открыт остров, который путешественники назвали именем Петра I, а 29 января берег, названный берегом Александра I. Осмотр открытых земель привел путешественников к выводу, что земля эта обширна, это открытие убедило Беллинсгаузена окончательно, что Южная земля открыта.