Гжель – история древнего ремесла

11.10.2012
Гжель – история древнего ремесла

Во всех концах нашей Родины и далеко за ее пределами славятся изделия гжельских мастеров. По белому фарфору сочной синей подглазурной кобальтовой росписью рождены цветы. Не буйством красок, а спокойной притягательной силой обладают высокохудожественные изделия. Гжельский промысел имеет многовековую историю.

Впервые документальные сведения о Гжели найдены среди грамот московского князя Ивана Калиты в 1328 году. В XVIII веке гжельский горшечно-гончарный промысел расширялся, совершенствовался, переходя от использования низших сортов глины к высшим – к полуфаянсовым, фаянсовым и фарфоровым. Полуфаянсовое производство возникло в Гжели в начале прошлого столетия. Первым попытался около 1802 года изготовить фаянс или полуфаянс Назар Максимов, крестьянин из деревни Кузяево. К глине он добавил опоку. Дело пошло, и Назар Максимов основал заведение по изготовлению полуфаянсовой посуды.

После него такие же кустарные предприятия открыли Ермил Федючков, Пузановы, Гусятниковы, Нестеровы, Куриновы. По преданию гжельских старожилов, первым фарфоровым предпринимателем в Гжели был Павел Куличков. Да не случайно именно здесь, в Гжели, зародилась майоликовая, фарфоровая и фаянсовая крестьянская промышленность. Изделия гжельцев находили быстрый сбыт. За ними труд, смекалка и вдохновение народных мастеров. Братья Андрей и Федор Бырдины, Артем Алексеев, Иван Давыдов из деревни Турыгино из комка глины могли выточить большие узкогорлые кубышки емкостью до 20 литров, работая с удивительной быстротой и соблюдая точность.

Сколько нужно умения, чтобы выточить кислотоупорные банки емкостью до 200 литров! Это удивительное волнующее зрелище – работа мастеров. Из бесформенного, некрасивого куска глины в считанные минуты рождается чудо – ваза, миска, чайник! Трудное испытание устраивает художникам огонь. Обжиг, как последний, завершающий этап знаменует успех или неудачу всего дела. Обжигальщик во многом решал судьбу изделия. Гжель помнит немало таких обжигальщиков – Илью Гусакова, Николая Хромина, Кузьму Филина, которые только по цвету огня умели безошибочно определять температуру и конечную точку обжига фарфора или фаянса!

Были в Гжели и знатоки глазури. Более ста лет назад гжельский мастер Георгий Васильевич Монахов от крыл секрет глазури с металлическим отблеском, а еще через пару лет нашел рецепт кристаллической глазури. В начале 20 века Монахов создал огромное количество художественных глазурей, принесших ему известность. Он имел многочисленных учеников. Гжельские живописцы – девушки или пареньки начинали работать с детства. Они хорошо овладевали техническими приемами, но каждый имел свой индивидуальный почерк, излюбленное направление, несмотря на грошовую плату за роспись, в особенности за, так называемую, агашку.

Живописцы работали творчески, самостоятельно создавая разные композиции. Так, среди самоучек появились одаренные мастера, которые воспроизводят на чашках, бокалах, чайниках, тарелках, кружках и других вещах художественную роспись. С ростом производства фарфора в Гжели стали возникать живописные мастерские. Предприниматель выдавал хозяину живописной мастерской белый товар – не расписанные изделия, а тот со своей семьей и наемными работниками расписывал их по заданным образцам. Расписанный товар чаще всего обжигал в муфлях сам хозяин живописной мастерской.

Шли года, на смену тесным душным мастерским с их неудобными низкими горнами встали новые, просторные цехи с туннельными печами и сушилками. В настоящее время Гжель – один из самых крупных керамических промыслов страны. Здесь создано производственное объединение «Гжель», куда входят Гжельский керамический завод, Кузяевский фарфоровый завод, керамический завод художественных изделий. Основные большие производственные процессы на производственных предприятиях по производству гжели механизированы, но по традиции мастера Гжели обращаются к ручной лепке отдельных частей и деталей изделий.

Роспись сосудов также производится от руки. Художественное своеобразие изделий сохранило традиционный стиль: одноцветную синюю подглазурную роспись. Эта черта отличает уникальный гжельский фарфор от изделий других предприятий промышленности. Сохранение традиций достигается тем, что уже несколько поколений гжельских умельцев передают свое мастерство молодой смене, которая вносит в искусство что-то свое, новое. В последнее время гжельские предприятия изготавливают различные сувениры и скульптуры.

Гжель – это несколько сел и деревень Раменского района Московской области. Здесь живут люди, которые умеют дарить радость.

Рейтинг статьи: 11971 просмотр
Автор: Оксана Кравец


спс помогли17.04.2016
спс помогли
Автор: Сютка

норм)))12.02.2015
ХОРШО КОРОЧ
Автор: Ксения

Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном