Это сладкое слово – «халява»

05.10.2015
Это сладкое слово – «халява»

«Халява, приди!» – кричат студенты накануне экзамена, высунувшись в форточку. «Путевка в санаторий досталась на халяву», – хвастается коллега по работе. Халяву любят все, даже те, кто в этом не признается. Откуда появилось странное, вроде бы совсем не русское словечко в русском языке?

Есть несколько версий, у каждой из которых – свои сторонники. Одна гласит, что в России (а конкретно – в Одессе) в царские времена существовал обычай у евреев по пятницам угощать детей бесплатным молоком (а молоко на иврите – «халев»). Или вот такая разновидность той же версии: по субботам пить молоко евреям нельзя, но коров доить все равно надо. Надоенное в субботу молоко выставлялось в кувшинах на улицу для прохожих, которые могли его пить, не уплачивая хозяевам ни копейки.

Правда, оба варианта несколько «притянуты за уши». Дело в том, что «халев» – молоко на современном иврите, раньше слово звучало по-другому. Да в документах нигде не зафиксирован этот обычай, никаких письменных свидетельств очевидцев не осталось. Более правдоподобным представляется другое объяснение. Голенище сапога на Руси называли «холево», причем об этом пишет знаменитый В.И. Даль в своем «Словаре…».

Сапог шили из 2 частей: холева и головки (то есть нижней части). Конечно, носок и пятка изнашивались куда быстрее, чем голенище, поэтому находчивые сапожники иной раз пристрачивали к старому голенищу новую головку и продавали такие сапоги за новые. Производство получалось значительно дешевле, нежели изготовление полностью новой пары. А сама распорка «холева» была работой несложной, однако необходимой.

Так и пошло гулять по свету меткое словечко «халява». Есть еще один вариант, тоже связанный с голенищем сапога. Якобы ввели слово в употребление именно в нынешнем значении мелкие воришки, таскавшие на рынке разные мелочи у зазевавшихся торговцев и прятавшие «находку» в голенище. Сегодня мы стараемся воспользоваться халявой при каждом удобном случае. Весьма активно эксплуатирует это свойство человеческой природы реклама.

То и дело реклама предлагает «бесплатные 20%» крема в тюбике, скидку для каждой покупки «от 1000», вторую юбку бесплатно к первой. К сожалению, человеку свойственно поддаваться на эти уловки, потому что на подсознательном уровне всегда хочется получить больше, затратив меньше усилий, и тем самым сберечь энергию. Но давайте все же вовремя себя останавливать: халява сладка, но почти всегда сладкое вредно.

Хочешь сдать экзамен – учи предмет. Хочешь получить хорошую скидку с выгодой для себя – покупай только то, что тебе действительно необходимо. Хочешь не только дешево, но и удачно съездить в путешествие – ежедневно внимательно изучай предлагаемые туры, не жалея времени и усилий. Для достижения нужного результата придется все-таки потрудиться. А уж если еще и халява подвернулась – отказываться не будем. С ней всегда как-то веселей!

Рейтинг статьи: 1402 просмотра
Автор: Ирина Бурдакова


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном