Собор Парижской Богоматери: интересные факты
03.03.2018

Собор Парижской Богоматери – легендарный Нотр-Дам де Пари – может поспорить по своей известности с символом Парижа – Эйфелевой башней. Величественный храм строили в XII-XIV вв., а на протяжении своей истории он не раз становился местом действия в книгах и кинофильмах. Какие интересные сведения о Соборе Парижской Богоматери можно считать фактами, а какие- только красивой сказкой?
- Место для строительства было выбрано далеко не случайно. Здесь, на острове Сите, на фундаменте древнеримского храма, стояла самая первая христианская церковь Парижа, датируемая IV веком.
- Перед собором находится площадь со знаком «нулевого километра», замурованным в брусчатку. Отсюда начинается отсчет всех дорог страны.
- Малая базилика – почетный титул, который был дарован собору Папой Римским и дает ему особые привилегии, наряду с другими особенно важными храмами католицизма (в Париже их всего 5, в мире – 1753).
- Инициатором возведения собора стал парижский епископ Морис де Сюлли, пользовавшийся большим доверием короля. Он вообще активно занимался строительством и, в частности, перестроил епископский дворец и превратил в христианскую церковь городскую еврейскую синагогу.
- Есть большая вероятность, что в закладке первого камня в 1163 г. участвовал сам Папа Римский Александр III – он как раз жил во Франции в 1162-1164 годах, скрываясь от вооруженных смут в Королевстве Сицилия.
- Собор освятили и признали действующим всего через 20 лет после начала строительства – в 1182 году, хотя построен был только центральный неф с алтарной частью.
- Работы велись впоследствии еще несколько веков и, разумеется, под руководством разных архитекторов. Тем не менее, главными считаются двое мастеров XIII в. – Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
- Единственный источник света в соборе, согласно канонам готики, – это высокие окна.
- Розы – красивейшие украшения собора – круглые окна из цветных витражей, расположенные над входами. Самая старая из них – роза Святой Анны на западном фасаде – сохранилась с 1230 года.
- Гаргульи – знаменитые фигуры в верхней части собора, вырезанные из известняка и также сохранившиеся с XIII в. Изначально они имели не только декоративный, но и практический смысл – прикрывали выходы водосточных желобов.
- Химеры – фантастические скульптуры у подножия башен собора, появившиеся в XIX в. в ходе реставрации по проекту Виолле ле Дюка. Из-за своего необычного и даже пугающего вида они стали, пожалуй, самыми известными существами, украшающими собор.
- Стрикс – женщина-птица, самая известная химера собора. Ей приписывают ночные полеты с похищениями младенцев, питье их крови и жутки пронзительные крики.
- Главный колокол собора – Эммануэль весом более 13 тонн (самый большой и единственный уцелевший после переплавки в ходе революции в конце XVIII века)
- К 2013 году (850-летие собора) были восстановлены историческое звучание и состав колокольни, на которой теперь снова 10 колоколов.
- Действие роман Виктора Гюго о драматической любви к прекрасной цыганке происходит как раз в стенах этого собора, так что после публикации произведения в 1831 году запустевшее здание привлекло к себе внимание и властей, и туристов, и паломников.
- Главный герой романа – горбун Квазимодо, вероятно, имел реального прототипа – звонаря, жившего в соборе в 20-е годы XIX века, что подтверждается записями работавшего там британского скульптора Генри Сибсона.
Красота собора, многочисленные декоративные детали и сюжеты, которые можно изучать бесконечно, волшебный свет, проникающий через витражные стекла и истории о трагической любви, связанные с ним в литературе, делают Собор Парижской Богоматери, пожалуй, одним из самых романтичных религиозных сооружений в мире.
Рейтинг статьи: 2482 просмотра