Пустыня Мохаве и кладбище самолетов

В последнем пристанище испытывают нужду не только люди, домашние питомцы, но и … самолеты. Да-да, и у самолетов есть свое собственное кладбище, куда они и отправляются после выхода на окончательную пенсию. Так одно из самых крупных кладбищ (хранилищ самолетов) расположено в пустыне Мохаве (юго-запад США) на перекрестке14 и 58-ой автострад.
Площадь пустыни достаточно обширна – более 35 000 кв. км. И тут с комфортом разместились такие достопримечательности, как национальный заповедник «Мохаве», национальные парки «Джошуа-Три» и «Зайон», Долина Смерти, знаменитый Лас-Вегас (на востоке Мохаве) и чуть менее знаменитый Палмдэйл.. Здесь расположено несколько «городов-призраков», самым известным из которых является Калико, а также заброшенное железнодорожное депо – Келсо.
В Мохаве расположены космопорт и аэропорт. Именно отсюда, кстати, стартовал в 2004 году первый частный космический корабль, т.к. здесь расположен частный космодром, единственный в США. Это некий летный центр, именно поэтому поблизости обосновалось кладбище самолетов, т.к. здесь ежегодно летному делу обучаются сотни гражданских пилотов. И, сами понимаете, что авиатранспорт порой быстро приходит в негодность и отправляется в последний путь. А чтобы далеко не возить вышедший из пригодности самолет людям пришло в голову сделать подобие музея под открытым небом. И с каждым годом коллекция этого кладбища-музея непременно пополняется.
Зрелище довольно впечатляющее и специфическое. Не каждый день удается увидеть груду искореженного металла, стоящего ровными рядами и в таком количестве. Подавляющее число самолетов без крыльев, двигателей, иллюминаторов, кабин пилотов. Здесь помимо железных птиц прошлого ХХ века, среди «Дугласов» и «Боингов», которые хранятся и ржавеют одновременно, можно найти и настоящие раритеты в своем роде. Но есть и довольно «свежие», которые, видимо, отправили сюда за временной ненадобностью.
После террористических актов 11 сентября 2001 года пришел кризис авиаперевозок, и авиакомпаниям пришлось вынужденно консервировать здесь даже пригодную к эксплуатации технику. Число машин то уменьшается, то увеличивается: часть продается или возвращается в «летающий парк» авиакомпаний, когда экономическое благосостояние населения увеличивает потребность в авиаперевозках, часть уходит на запчасти. Так что к титулу «кладбище-музей», можно еще добавить эпитет «отстойник».
Есть и в России кладбище самолетов на Ходынском поле (Москва) – Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе.