Русские корни нерусского хэндмейда

01.11.2012
Русские корни нерусского хэндмейда

Слово «хэндмэйд» в русском языке является англоязычным заимствованием (handmade), смысл которого понятен даже продвинутым третьеклашкам средней школы и обозначает любое изделие ручной работы, будь то бумажная роза или седло для верховой езды. Но традиционно на Руси не делали ни того, ни другого, да и слова такого не знали.

Было обычное, исконно русское, рукоделие – лапти плели, сарафаны крестиком вышивали, расписывали посуду бело-голубой «гжелью» и красно-золотой «хохломой». В 70-е годы прошлого столетия рукоделием занимались все российские женщины поголовно, в каждом доме стучала швейная машина и мелькали вязальные спицы. Но это был хэндмэйд по необходимости. Лёгкая промышленность предлагала серые байковые халаты, а надеть хотелось строгую импозантную шерсть, веселый легкомысленный батист в бантиках и рюшечках, невесомый роскошный крепдешин.

Поэтому и творили шедевры женские золотые ручки, кроили и шили по инструкциям самых замечательных на свете журналов «Работница» и «Крестьянка». Это был настоящий handmade, но в то же время не тот, который актуален сейчас.  Изделия, сделанные собственными руками, низко ценились как самими мастерицами, так и обществом. Престижным считалось носить одежду с фирменными ярлыками, от известных производителей. Бренд был в почёте, как никогда, и слово «фирма» (с ударением на последнем слоге) ещё не окончательно исчезло из русского языка.

Барахолки процветали. Сложив в копилку стипендию за полгода, студентка могла купить на «блошином рынке» настоящие американские джинсы. К счастью, времена менялись. На смену «Работнице» пришли «Бурда» и «Верена», а с ними настоящий европейский шик с его изяществом в мелочах. Домашнее творчество перешло на другой уровень. Начиная с 2002-2003 годов, когда повседневную одежду вполне приличного качества уже можно было свободно купить в магазине, женщины стали творить домашнюю красоту преимущественно «для души».

К 2010 году русский хэндмэйд пережил настоящий бум. Вещи ручной работы стало престижно иметь и носить. С помощью аксессуаров handmade можно выразить и подчеркнуть собственную индивидуальность, создать собственный эксклюзивный стиль и имидж, и эта мотивация постепенно вышла на первый план. Изделия ручной работы обладают неповторимостью и уникальностью, удачно сочетая в себе на первый взгляд несочетаемые элементы стиля и фактуры, что позволяет каждой вещи найти свою хозяйку и дать ей возможность выделиться из толпы.

Кроме одежды, в настоящее время русскими мастерицами довольно успешно развиваются направления бисероплетения, вышивки бисером картин и икон, авторской куклы, вышивки лентами, изготовления мыла, декупажа (декорирования различных поверхностей и предметов), квиллинга (изготовления декоративных изделий из скрученных бумажных полос), пэчворка (лоскутного шитья), скрапбукинга (изготовления альбомов и открыток)  и фелтинга (валяния из шерсти).

Не нужно подробно рассказывать о том, как сильно отличается от купленного в магазине кусочек мыла, сделанный вами собственноручно, в который вы щедро добавили козье молоко и миндальное масло, и как полюбит его ваша кожа. Или как приятно сделать своими руками красивую шкатулку, стилизованную под старину, из обычного ящичка из-под лукума. Декорирование домашнего интерьера предметами handmade делает ваше жилище особенно уютным и тёплым.

Но особое место в изделиях ручной работы, несомненно, занимает авторская бижутерия. Для изготовления авторских украшений используются самоцветы в виде бусин и крошки, чешские бусины из хрусталя, дерева и фарфора, металлические элементы фурнитуры. Украшения хэндмэйд создаются в единственном экземпляре, обладают особым шармом, создают настроение, отличаются уникальностью и неповторимостью.

 

Рейтинг статьи: 3417 просмотров
Автор: Ирина Вишня


Оставьте комментарий

Оценка:



 

Мы ВКонтакте


Сейчас за окном