Почему люди стали мало читать?

«Книга не пряник, а к себе манит», – так говорили наши не столь далекие предки. Действительно, еще совсем недавно книга представляла собой источник вековой мудрости, настоящую сокровищницу знаний, благодаря которой человеку приоткрывались тайны бытия. А как обстоят дела сегодня? Учителя и родители в соцсетях и на форумах часто сетуют на отсутствие интереса у современных детей и у молодежи к чтению. Правда ли, что в наше время люди стали меньше читать, или представители старших поколений напрасно бьют тревогу?
Если взглянуть на статистику ВЦИОМ за 2012 год (по России), то мы обнаружим следующие цифры. Только 22% россиян стараются прочесть хотя бы что-нибудь (пусть даже это будет пара страниц глянцевого журнала) в день. Причем это – главным образом дамы средних лет с высшим образованием за плечами. А что же остальные – их мужья, коллеги-мужчины, племянники-студенты, дети-школьники? Неужели они вообще не испытывают интереса к книге? Со школьниками, в общем-то, все понятно.
В наши дни у них есть возможность не тратить много вечеров на освоение, скажем, четырехтомника «Война и мир», а изучить его в кратком изложении за день, после чего спокойно заняться любимыми делами. Мини-версий бессмертного романа в интернете множество. Да и педагоги порой невольно способствуют потере интереса к книге. Видя, что дети не торопятся прочесть заданное, и понимая, что писать сочинение на экзаменах им как-то придется, учителя иногда просто пересказывают содержание какого-либо произведения на уроке литературы.
Этому есть логическое объяснение. Поток информации, обрушивающийся на головы детей и подростков, в наше время просто огромен. Конечно, они устают, а потому свободное время стараются посвятить не чтению, а каким-то другим занятиям. То же самое можно сказать и о взрослом населении. Сил на «почитать вечерком» элементарно не хватает – проще упасть пред телевизором и отключить голову. Однако не все так печально, как рисует нам статистика.
На самом деле роль бумажных печатных изданий во многом взяли на себя электронные книги и аудиокниги, получившие широкое распространение. И те, и другие оказались весьма популярным изобретением. Аудиокнигу можно слушать где угодно: в метро, в автобусе, во время пешей прогулки, даже иногда (украдкой) на работе, если выдалась свободная минутка, а начальник уехал на совещание.
Слушая зачитываемый приятным «поставленным» голосом текст, можно усвоить много нового и при этом сэкономить время. Аудиокниги послужат прекрасную службу и детям – самым маленьким расскажут волшебные сказки, старшим помогут выучить иностранный язык и подготовиться к урокам. Многие люди, являющиеся по природе аудиалами, информацию «со слуха» усваивают даже лучше, чем «с листа».
У электронных книг «плюсов» тоже немало. Их тоже можно читать практически в любом месте, чтобы, например, скрасить часы ожидания: в поликлинике, в паспортном отделе полиции, в поезде. Самое главное – в такую книгу можно закачать огромное количество всевозможной литературы и постоянно носить ее с собой.
Возможно, тревога родителей и учителей не лишена некоторых оснований. Да, читают в наше время меньше. Но – меньше классических длинных произведений, купленных в магазине на бумажном носителе. А вот спрос на учебную литературу, пожалуй, даже вырос. Только книги сегодня стали другими. Подчиняясь требованиям времени, они стали более емкими, краткими и лаконичными и «перекочевали» в электронный формат. Так что снижение продаж в книжных магазинах и уменьшение числа читателей в библиотеках не говорит о том, что сегодня читают меньше. Просто читают по-другому.