Го – древняя китайская игра ума

Китайцы странные. Посудите сами: в Китае (КНР) централизованная экономика, как в СССР, но планированием занимается не Госплан, а специальный отдел Генерального Штаба Вооружённых сил. Генералы управляют экономикой. Почему так? Известно, что основой государственной власти является армия. Задача армии – победить, так или иначе, победы могут быть очень разными.
Как правило, военная победа содержит в себе: противник уничтожен на поле боя; противник, оставив поле боя, бежал; противник сдался, приняв все условия победителя. Материальная составляющая победы это – земли, государства с их ценностями и ресурсами, трофеи, оружие, люди. При всём многообразии контрибуций и военных трофеев есть одно общее, а именно, захват власти над конкретной территорией. Абстрактная пошаговая военная стратегия, в форме игры го, была создана несколько тысячелетий назад в высокогорьях Гималаев и Тибета, чему есть археологические вещественные доказательства, потом распространилась в Китае.
В основе игры лежат принципы захвата и удержания (управления) территориями. Сами китайцы представляют себя и свой народ как «лучшие из лучших на Земле», потому что их прародитель спустился с неба и основал народ, стал их первым императором, защитил, организовал, воодушевил и одарил знаниями. Отсюда, быть может, строгая простота и незыблемость нравственных и управленческих принципов китайцев, хорошо собранных, разработанных и записанных ещё Конфуцием.
Существует легенда, что император попросил великого мудреца сделать игру для своего сына и наследника. Для того, чтобы он, играючи, приобретал самые важные для императора Поднебесной качества: воспринимать волю Неба (заметьте, что в китайском языке нет иероглифа Бог) и гармонию Дао на земле в конкретных государственных делах практически. Игра была создана. По-китайски, игра в го понимается как игра в государство, так как Го – древний китайский иероглиф и означает государство.
В военном деле существует в каждом государстве закрытый орден мастеров военных побед. Это либо школы военного искусства, либо армейские уставы, либо элитные воинские части, либо музеи. Они объединены преемственностью традиций и уважением к победам Мастеров. У китайцев исстари: «Война – это бесконечный путь хитрости», как донёс до нас Сунь Цзы, китайский мудрец и военный стратег. Победой наивысшего качества, вершиной мастерства в военном искусстве всеми признаётся победа над противником без применения оружия, мягкой силой.
Научиться побеждать мягкой силой – это как раз то, что даёт игра в го. Можно сказать, мягчайшей силой, потому что она предельно абстрактно-универсальна и позволяет игрокам удерживать цель, не отвлекаясь на противоречивые правила, так как её правила совершенны. Они вытекают из принципов, дарованных с Неба для управления Поднебесной. Так полагают китайцы. Итак, речь идёт не просто об учебной игре-стратегии, а об инструменте, при помощи которого, с одобрения Конфуция, обучались и тестировались государственные служащие высшего управленческого звена китайской элиты.
Позже (через несколько веков) право и обязанность играть в го распространилось на средних государственных и военных служащих. Госслужащие в КНР регулярно экзаменуются на нравственное соответствие должности по Конфуцию до сих пор. Говорят, в наше время играют в го более 20 млн. человек. Китайцы организуют чемпионаты по Всемирным интеллектуальным играм. Таких игр немного. Среди них – индийские шахматы, китайское Го, русский Бирючок (он же бридж).